теплоизляцияВ России самая протяженная дорожная сеть в климатических зонах с вечной мерзлотой. Строительство дорог в этих условиях затратное, сроки службы дорожного покрытия без ремонта не превышает 3-4 лет. Государственным дорожным НИИ «Союздорнии» изучен опыт применения теплоизоляционных слоев дорожной одежды в Канаде, Финляндии и скандинавских странах и выработаны рекомендации по строительству дорог с улучшенными эксплуатационными характеристиками.

Ученые рекомендуют укладывать дополнительный теплоизоляционный слой, препятствующего оттаиванию грунта. Технология позволяет:

  • Использовать местные пучинистые грунты, уменьшить объем завозимого инертного материала,
  • Увеличить сроки эксплуатации за счет исключения деформаций морозного пучения и снижения влажности материала дорожной подсыпки,
  • Снизить рабочие отметки насыпей и уменьшить толщину дренирующего слоя,
  • Сократить сроки строительства, уменьшение затрат на проведение ремонта,
  • Минимизировать экологический ущерб.

В качестве дорожного теплоизолятора «Союздорнии» рекомендует плиты из пенополистирола.

Свойства материала

Технология получения пенополистирола запатентована в США более 50 лет назад, первое производство в России налажено 10 лет назад. На рынке представлены плиты из пенополистирола от российских производителей – «Экстрол» и «Пеноплэкс». Материал используется в качестве эффективного теплоизолятора в жилищном, промышленном и дорожном строительстве.

В специальных экструзивно-выдувных автоматах масса пенополистирола насыщается газом – смесью двуокиси углерода и легкого фреона, смесь формуется в ленту, которая после отвердевания разрезается на плиты. Материал отличается ячеистой структурой и уникальными рабочими свойствами:

  • Не насыщается влагой: лист, помещенный в воду на 10 дней, стал тяжелей на 1%, влагой наполнился только верхний слой ячеек,
  • Обладает незначительной теплопроводностью, сохраняет тепло при значительных перепадах температуры,
  • Влаго- и паронепроницаем, 2-сантиметровая плита обладает свойствами слоя рубероида,
  • Проколы и частичная деформация верхнего слоя существенного влияния на рабочие свойства не оказывают,
  • Высокая морозостойкость – материал не теряет рабочих свойств при температуре минус 50 градусов,
  • Не деформируется, выдерживает значительные разрывные нагрузки,
  • Устойчив к воздействию окружающей среды, применяется на кислотных и известковых почвах с любым рН.

Модельный ряд включает плиты разных размеров толщиной от 20 до 140 мм. В дорожном строительстве используются плиты размером 1200х600 мм.

Особенности укладки при строительстве дорог

Перед укладкой слоя из плит из пенополистирола выполняют следующие работы:

  • выравнивание земляного полотна,
  • обустройство водоотвода,
  • подготовку путей подвоза засыпных материалов.

Теплоизоляционное покрытие укладывается на подготовленную поверхность, для сохранения вечной мерзлоты работы проводятся в холодное время года. В качестве подсыпки используют сухой песок. Для этих целей используют талый песок, извлеченный из середины бурта или сыпучемерзлый с влажностью менее 7%.