Использование геотекстиля в дорожном строительстве

Строительство дорог – сложный технический процесс, все технологический операции и перечень применяемых материалов определяются проектной документаций, разработанной с учетом ГОСТ и строительных норм и правил (СНиП).

Подготовка грунтовой поверхности

Геотекстиль укладывается на подготовленный подстилающий грунт, поверхность должна быть выровнена, очищена от растительности, камней, корней деревьев. Заключительной операцией перед настилом геополотна должно быть уплотнение грунта с использованием грунтового 7.5-тонного вальцового катка.

На подготовленный участок грунта укладывается прочное тканное геополотно шириной 3-5 м с плотностью 0.6-0.8 кг/м2, величина разрывных нагрузок – не менее 80 кН/м. Полотно обрабатывается стабилизирующими и антисептическими пропитками. При производстве работ на мокрых и болотистых грунтах используется геополотно с противофильтрационными свойствами. Материал распаковывается на участке поверхности, подготовленной под настил.

Полотно укладывается вдоль или поперек полосы дороги. При продольной укладке рулон раскатывается на всю длину. Полотно выравнивается, при наибольшем натяжении фиксируется анкерами. Анкеры устанавливаются по краю полосы через каждые 2-3 метра. Следующая полоса укладывается внахлест, с перекрытием 20-40 см.

Формирование дорожной одежды

При формировании дорожной одежды и марка используемого инертного материала определяется проектной документацией, слои разделяются полосами геотекстиля. Каждый вид подсыпки армируется определенным типом геополотна: для песка используют нетканое полотно плотностью 0.3-0.45 кг/м2, для щебня – 0.5-0.65 кг/м2.

Полотно укладывается на всю длину рулона вдоль насыпи дороги с нахлестом 15-20 см. Первые слои инертного материала на геополотно наносится вручную или с применением легкой колесной техники. По мере наращивания слоя для его выравнивания и уплотнения применяется минипогрузчики, легкие автогрейдеры, 1.5-тонные вальцовые катки и катки на пневматических шинах.

Укладка под асфальтобетонное покрытие

Укладка геотекстиля непосредственно под асфальтобетонное покрытие – наиболее ответственная операция, именно этот слой обеспечивает перераспределение вертикальных нагрузок в горизонтальную плоскость. От качества битумного геотекстиля и правильности его укладки зависит долговечность асфальтобетонного покрытия, материал препятствует образованию трещин и колейности.

Для этой операции применяют с геотекстиль битумными пропитками, материал укладывается внахлест, края термоскрепляются газовой горелкой. Непосредственно перед укладкой асфальтобетонного покрытия, на геополотно наносят равномерный слой разогретой полимерно-битумной вяжущей эмульсии. Расход эмульсии – не более 0.5 литра на квадратный метр.

Обустройство дорожной инфраструктуры

В дорожном строительстве геополотно применяют для армирования откосов, обочин, скатов путепроводов, обустройства дренажной системы.

Для армирования применяют нетканый материал плотностью 0.4-0.55 кг/м2, полосы шириной 1.0-1.5 м укладывают внахлест и закрепляется анкерами. Применение анкеров позволяет сохранить предварительное натяжение полотна, обеспечивающего эффективность применение на пологих и отвесных поверхностях. Края материала, выполняющего противофильтрационные функции, скрепляются клеем, мастиками или клеящей лентой.