Укладка геосетки для армирования асфальтобетонного слоя

Асфальтобетонный слой дорожного полотна армируется (усиливается) геосеткой – это наиболее эффективная технология, позволяющая оптимизировать межремонтные сроки эксплуатации дорожного покрытия

Асфальтобетонный слой дорожного полотна армируется (усиливается) геосеткой – это наиболее эффективная технология, позволяющая оптимизировать межремонтные сроки эксплуатации дорожного покрытия, уменьшить толщину асфальтобетонного слоя. Инновационные технологии хорошо зарекомендовали себя в различных климатических зонах и грунтово-гидрологических условиях. Порядок применения геоматериала при укладке асфальта определен «Отраслевым дорожным методическим документом» (ОДМ 218.5.001-2009).

Армирование обеспечивает:

  • увеличение прочности асфальтобетонного покрытия за счёт перераспределения вертикальных нагрузок в горизонтальную плоскость, замедляет образование колейности и препятствует трещинообразованию;
  • улучшение сцепления с дорожным основанием за счет повышенной адгезии и создание изолирующего разделяющего слоя, отделяющего асфальтобетон от других дорожных одежд, в этом случае геосетка используется совместно с геополотном;
  • эффективный ремонт дорожного полотна.

Укладка при армировании дорожного полотна

Геосетка используется для армирования слоев дорожной одежды на слабых и влажных грунтах. В зависимости от местных условий может применяться вместе с геополотном, геосетка укладывается между геополотном и инертным материалом. Широко применяется при строительстве дорог, стоянок большегрузной техники, площадок для разгрузки и хранения древесины, сыпучих грузов, крупногабаритных контейнеров и тяжелой техники.

В дорожном строительстве наиболее востребованы геотесетки с размерами ячейки, превышающими 40 мм. Сетка укладывается на подготовленную поверхность, обработанную дорожной техникой. Работы выполняются вручную бригадой из 3 человек, температура воздуха при укладке не должна быть ниже минус 15 градусов.

Рулон сетки раскатывается вдоль дорожного полотна, через каждые 10-15 метров выравнивается путем натяжения. Геосетка прилегает к поверхности под действием своего веса без использования техники. Применение анкеров при укладке нежелательно – зафиксированный участок сетки частично теряет эластичность и при отсыпке верхнего слоя может быть деформирован.

Полосы укладываются внахлест, перекрытие по длине и ширине должно составлять не менее 30 см. Внешние края конструкции через каждые 8-10 метров закрепляются анкерами. Инертный материал отсыпается по способу «от себя» по всей ширине дорожного полотна. Разравнивание производится с использованием техники, минимальный слой подсыпки, позволяющий применять дорожную технику, – не менее 400 мм

Выбор материала

Выбор марки геосинтетического материала производится на этапе проектирования с учетом дорожно-климатической зоны. Общим требованием являются следующие требования: размер ячейки геосетки должен в 2 раза превышать средний размер фракции инертного материала, используемого при изготовлении асфальтобетона, и не должен быть менее 25х25 мм.

При строительстве дорог первой категории (автомагистралей и скоростных дорог) применяется геоматериал, имеющий прочность на разрыв 80-100 кН/м, на дорогах более низкой категории может быть использован материал, имеющий прочность до 80 кН/м. Широко применяется стеклосетка от отечественного производителя со специальными битумными пропитками: «АГМ-Дор (С)», «Гео СТ», «СЛАВРОС® ГСК» и другие.

Геоматериал доставляется на строительную площадку в упаковке производителя, форма упаковки должна удовлетворять требованиям механизированной укладки. Рекомендуется использовать рулоны шириной более 1.5 м, длина полотна в рулоне – более 20м.

Организация работ

При армировании асфальтобетонного слоя, выделяют следующее технологические операции:

  • подготовка дорожного основания;
  • нанесение вяжущей смеси на основание;
  • укладка и фиксация армирующей прослойки;
  • укладка асфальтобетонной смеси поверх геосетки.

При подготовке основания, его очищают от пыли и мусора с использованием поливоуборочных машин или вручную, неровности выравниваются. На основаниях, сооруженных из бетонных плит, трещины и стыки герметизируются. Подготовленное основание проливается вяжущей смесью, для этой операции используют автогудронатор, состав и нормы расхода вяжущей смеси определяются проектной документацией.

В качестве вяжущей смеси используют битум нефтяной дорожный (БНД) марок БНД 40/60, БНД 60/90 или БНД 90/130. Марка БНД 40/60 применяется в зонах, где летняя температура превышает 30 градусов (3-я, 4-я и 5-я дорожно-климатические зоны), БНД 60/90 – в средней полосе (2-я дорожно-климатическая зона), БНД 90/130 – в районах вечной мерзлоты (1-я дорожно-климатическая зона). При проведении работ в зимнее время, в качестве вяжущего слоя используют полимер-битумные эмульсии ЭБК-1, ЭБПК-1, ЭБК-2.

Перед укладкой битум разогреваются до 120-150, а эмульсии – до 50-60 градусов, армирующий материал раскатывается по горячему слою вяжущей смеси. Нормы расхода вяжущих материалов – до 1.2 литра на квадратный метр.

Укладка геополотна осуществляется сразу после прохождения автогудронатора, полотно укладывается вдоль оси дороги полосами способом «от себя». Работы по раскатке выполняются бригадой из 3-4 человек вручную или с использованием навесной траверсы. Края полотна укладываются внахлест с перекрытием в 20-25 см, при укладке избегают образования складок, волн и пузырей.

При использовании геоматериала без предварительной битумной пропитки, после его укладки на дорожное полотно рекомендуется повторное пролитие вяжущей смесью. Расход вяжущих материалов – 0.5-0.7 литра на квадратный метр.

Асфальтобетон укладывается с применением асфальтоукладчика после охлаждения вяжущего слоя. Толщина слоя асфальта должна превышать 50 мм, при наложении асфальтобетона осуществляется контроль: армирующая сетка не должна деформироваться и сдвигаться. Первичное уплотнение слоя асфальта осуществляется 1.5-тонными вальцовыми катками и катками на пневматических шинах, по мере затвердевания и уплотнения слоя, используются более тяжелые катки.