Укладка георешетки в дорожном строительстве

В дорожном строительстве порядок применения георешетки для усиления элементов автодорог определен «Отраслевым дорожным методическим документом» (ОДМ 218.3.032-2013). Совместно с подсыпкой из инертного материала создается композитный слой «георешетка+заполнитель» на предварительно подготовленном участке поверхности. Создаваемый слой отличается повышенными эксплуатационными свойствами: жесткостью, долговечностью и стойкостью к деформациям. Конструкция препятствует оползневым подвижкам грунта, обеспечивает защиту от эрозии и размыва.

Область применения технологии:

  • обустройство склонов эстакад и путепроводов, откосов обочин;
  • усиление несущего основания дорожного полотна на сложных грунтах;
  • строительство и укрепление насыпей повышенной крутизны;
  • обустройство системы водоотвода.

Выбор материала

Для укрепления откосов и обустройства водоотводов рекомендуется применять геосетку с высотой ребра h 50-90 мм, диагональ ячейки (d) не должен превышать 200 мм, применяется песок и инертный материал с размером фракции 30-50 мм. Для насыпей повышенной крутизны: h 100-150 мм, d – до 250 мм, фракция подсыпки – 60-100 мм. Для усиления основания дорожного полотна: h 150-200 мм, d 250-350 мм, размер фракции – до 80 мм.

При обустройстве склонов обочин и откосов применяется решетка с влагопроницаемыми перфорированными ребрами. Для укрепления дорожного основания и армирования крутых склонов используют материал с текстурированной поверхностью. При устройстве водостока материал применяется вместе с нетканым геополотном, обладающим противофильтрационными свойствами. Полотно укладывается под основание решетки.

Технология укладки

Решетка выкладывается на подготовленную поверхность, участок местности освобождается от мусора, камней, корней деревьев, выравнивается и уплотняется. Перед укладкой производится разметка с учетом паспортных данных материала. Углы верхней стороны сложенного модуля фиксируются анкерами, модуль растягивается вручную до заданных размеров, противоположные углы фиксируются временными монтажными анкерами. Полосы георешетки укладываются встык, при необходимости скрепляются специальным степлером. Крайние ячейки соседних полос скрепляются скобами через 2.5 см по высоте. Работы по укладке выполняются бригадой из 3 человек.

На склонах, решетку растягивают сверху в низ, на ровной поверхности при формировании тела дороги – вдоль оси дороги, вся конструкция фиксируется анкерами. На пологих поверхностях анкеры выполняют функции несущих элементов, принимающих основную нагрузку.

Каждая крайняя ячейка конструкции фиксируется отдельным анкером. На пологих склонах анкеры устанавливаются по всему полотну георешетки в шахматном порядке через одну ячейку, на насыпях повышенной крутизны фиксируется каждая ячейка. При укладке на ровную поверхность, анкеры устанавливаются равномерно по всей плоскости через 1-2 ячейки.

На пологих склонах используют анкеры длиной до 0.6 метра, на крутых склонах их длина должна превышать 1 метр.

Заполнение инертным материалом

Заполнение подготовленной конструкции инертным материалом производится в два этапа:

  1. Крайние ряды заполняются вручную.
  2. Заполнение внутренних ячеек поля конструкции производится миниэкскаватором или автопогрузчиком и разравнивается рабочими. На горизонтальных поверхностях заполнение производится по способу «от себя» по ширине дорожного полотна, уплотнение производится при полном заполнении ячеек ручными виброкатками или катками на пневматических шинах.
23 мая 2022